Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Логопедическая тема: «Распространение предложения по схеме ПС».
Лексическая тема: «Дикое животное – ёжик».
Грамматическая тема: «Согласование слов в предложении по вопросам».
Задачи.
образовательные:
1. Обогащение лексического запаса.
2. Развитие навыка построения предложения.
-коррекционные:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
2. Развитие слогового анализа и синтеза.
3. Развитие зрительного гнозиса.
4. Развитие зрительного и слухового внимания.
5. Развитие временных и пространственных представлений.
6. Развитие умения задавать вопросы к слову и от слова.
7. Развитие функции словоизменения и словообразования.
8. Закрепление умения оформлять предложение, опираясь на 4 правила.
-воспитательные:
2. Воспитание усидчивости.
3. Воспитание у детей духа соревнования.
Оборудование:
-волшебное дерево;
-раздаточный материал с заданиями для двух команд;
-карточки со словами для составления предложения (2 комплекта);
-текст «Ёжик» с пропущенным предложением (2 комплекта);
-флажки, жетоны;
-тетради, ручки, карандаши.
План и ход занятия.Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Организационный момент.
Перед началом мероприятия дети получают именные значки определённого цвета – символ принадлежности к одной из команд.
Здравствуйте, ребята. Недавно я повстречала Бабу Ягу. Она так изменилась, стала добрая, ласковая и даже решила издавать газету для лесных обитателей. Только как подбирать слова и составлять предложения она не знает. Вот и решила она обратиться к вам за помощью.
- Поможем Бабе Яге?
Нам необходимо обойти лесных жителей, собрать разные слова и составить предложения. А чтобы не заблудиться в сказочном лесу, Баба Яга дала нам волшебный клубок. Куда он покатится, туда мы и пойдём. Команда, которая справится со всеми заданиями, получит заслуженную награду.
Во время путешествия необходимо соблюдать условия.
Условия соревнования.
1). Работают все члены команды.
2). Для ответа поднимаем руку, нельзя вскакивать и выкрикивать.
3). Правильность ответа нужно уметь доказать.
4). Оцениваются полнота и правильность ответа.
5). За верно выполненное задание команда получает слово.
Обеим командам будет предложен ряд заданий и, если это будет необходимо, дополнительных вопросов.
- И так, отправляемся в путь.
2. Основная часть.
• Задание от волка.
- Посмотрите на экран. (По щелчку логопеда клубок катится к волку.) Волк отдаст слово, если вы выполните его задание.
У каждой команды карточки с контурным изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов.
- Ответьте, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
- Как называются слова, отвечающие на вопрос Кто?
- Как называются слова, отвечающие на вопрос Что?
Одной команде предлагается закрасить на карточке только одушевлённые предметы, а другой – только неодушевлённые предметы.
- Давайте проверим. Каждый член команды должен назвать предмет и поставить к нему вопрос.
Например: Кто? Ласточка. Что? Зонтик.
На экране логопед демонстрирует правильный ответ.
Если команды справились с заданием, они получают карточку со словом. Если были допущены ошибки – получают дополнительный вопрос. Придумать и назвать слово на противоположный вопрос.
По щелчку клубок катится дальше.
• Загадка лисёнка.
Лисёнок отдаст слово, если вы правильно подберёте слова-признаки к предметам.
- На какие вопросы отвечают слова-признаки?
У каждой команды карточки с изображением предметов и со словами-признаками.
-Подберите к предметам подходящие слова-признаки и составьте их в пары.
Проверяем. Каждый член команды должен назвать предмет и его признак. Доказать при помощи вопроса.
Например: Карандаш (какой?) жёлтый.
После ответов команд логопед демонстрирует правильный ответ на экране.
Если команды справились с заданием, они получают карточку со словом. Если были допущены ошибки – получают дополнительный вопрос. Придумай и назови слово-признак и задай к нему вопрос.
По щелчку клубок катится дальше.
• Задание от зайчонка.
Зайчонок отдаст слово, если вы сможете показать и назвать слова-действия.
- На какие вопросы отвечают слова-действия?
Каждая команда получает карточки со словами-действиями:
I – умывается, подметает, фотографирует, одевается;
II – причёсывается, читает, плавает, стирает.
- Распределите карточки между всеми членами команды. Вслух произносить написанные слова нельзя. Ваша задача показать соперникам написанные действия, а они должны отгадать его и назвать соответствующее слово-действие.
Например: (Что делает?) умывается.
Если команды справились с заданием, они получают карточку со словом. Если были допущены ошибки – получают дополнительный вопрос. Назовите как можно больше действий, которые может совершать мышонок.
По щелчку клубок катится дальше.
• Мишкина загадка.
Клубочек прикатился к мишке.
- Ребята, что делает медведь зимой?
- Мы его потревожили, он сонный и предлагает вам самим разобраться с его заданием.
- Посмотрите на экран. По щелчку появляется слайд, на котором изображены разные буквы и знаки препинания. Среди букв две заглавные.
- Что вы видите на экране?
- Для чего нам нужны буквы?
- Почему буквы разные, одни маленькие, другие большие. Для чего нам нужны заглавные буквы?
- Правильно, заглавные буквы показывают начало предложения.
- Назовите, какой из изображённых знаков препинания нам понадобится для составления предложения?
- Молодцы, вы справились с заданием мишки, и он отдаёт вам заглавные буквы и точки для ваших предложений.
• Мост ёжика.
Ёжик отдаст слово, если мы поможем ему мост починить. Среди всех досок надо найти лишние.
Каждая команда получает набор карточек-дощечек, на которых написаны слова:
I – летит, поёт, песня, слышит;
II – дождь, мокрый, туча, лужа.
- Внимательно прочитайте слова, написанные на дощечках, и найдите лишнее. Важно не просто найти слово, но и доказать, объяснить, почему оно лишнее.
Например: Слово песня лишнее, потому что оно обозначает предмет, а остальные слова – действие.
Если команды справились с заданием, они получают карточку со словом. Если были допущены ошибки – получают дополнительный вопрос. Назовите, какой вопрос лишний и почему: Какой? Какая? Какое? Какие? Кто?
- Молодцы, помогли ёжику мост починить. Теперь мы можем идти дальше. По щелчку клубок катится через мост и останавливается перед сундуком.
• Волшебный сундук.
- Ребята, мы с вами обошли весь лес и собрали все слова. Осталось научить Бабу Ягу составлять предложения.
- Скажите, что такое предложение?
- Для того чтобы правильно составить предложение, необходимо вспомнить четыре правила. Перечислите их.
На экране по щелчку появляются две строчки вопросов написанные разным цветом. У команд карточки со словами этих же цветов.
- Посмотрите на экран. Прочитайте вопросы. Возьмите карточки со словами, определите, каким вопросам они соответствуют. Составьте предложение в соответствии со своими вопросами.
- Прочитайте своё предложение, назовите главные слова.
3. Подведение итогов (рефлексия).
- Вы справились со всеми заданиями, и Баба Яга решила вас отблагодарить. Волшебный сундук откроется, если вы напомните, о чём нас просила Баба Яга? Что мы для этого делали? Вы выполнили её просьбу?
По щелчку сундук на экране открывается.
- Обе команды справились со всеми трудностями, помогли Бабе Яге и заслужили награду. Логопед награждает всех участников памятными медалями из волшебного сундука.
4. Организационный момент.
Спасибо за чудесный урок. Видела! Восхищена! Русинова
ОтветитьУдалитьТатьяна не только хороший учитель-логопед, он и великолепный друг, помощник и выручальщик.
ОтветитьУдалитьСпасибо.
Я заболела. Иду к врачу.
Танюша, ты папку сдала? Как дела? Я с 27 февраля работаю, но опять Т 37,3. и кашель......
ОтветитьУдалитьНевских логопедов больше не люблю. Подробности при встрече.
Русинова
Я не поняла, а где работа в Блоге?
ОтветитьУдалитьПОЗДРАВЛЯЮ С ПРИСВОЕНИЕМ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ!!!!
13 АПРЕЛЯ 2012 ГОДА, 21 ЧАС 20 МИН НОЧИ.
Я с сыном еще в школе. Есть хочу, спасть и пить АСТИ.